shakkar (shakkar) wrote,
shakkar
shakkar

Превращение кладбища в дешевый кабак



Самое жуткое воспоминание моего детства – это танцующий и распевающий табор цыган. На кладбище. Возле монументального памятника своему барону. Тот самый случай, когда поминают так весело и ярко, что создается впечатление, будто вождь восстанет сейчас из мертвых и поддержит всю эту тусовку. Возле могилы установлен стационарный металлический стол и лавки, чтобы поминать усопшего было удобно не только стопочкой водки, но и салатами в ассортименте, мясом, рыбой, какими-то другими блюдами, щедро разложенными на столе. Не будь рядом крестов, можно было бы подумать, что отмечают юбилей.

В преддверии кладбищенских свистоплясок у меня перед глазами стоит эта сцена. Развеселая и динамичная, с поеданием сочного мяса на могиле предводителя. И главное не думать о том, что его несколько лет с таким же упоением едят черви. Ладно ромы, но ведь славяне поминальные дни проводят не лучше. Возможно, чуть тише, да и то не всегда.

Подготовительная кутерьма начинается с восходом солнца: детей умывают, наряжают и выстраивают в шеренгу – сходить к усопшим родственникам. Затем берут пластиковый веночек у бабули за углом (а лучше два), витые корзины с куличами, варенными яйцами, пахучие луковые котлеты, бутылочку беленькой из морозилки, и несут в машину. Всю дорогу вкушают запах. Кому повезло меньше – едут в общественном транспорте, пущенном местной властью к праздничному случаю, меряются с соседом – у кого больше вываливается из корзинки. По приходу здороваются с памятниками и садятся красивые и наряженные на свежевыкрашенные лавки. Достают всё из корзин, и, несомненно, оглядываются по сторонам – ведь не хуже, чем у других?

Солнце поднимается выше, пар от беленькой превращается в мелкий конденсат, и содержимое бутылок стремительно сходит на нет. Близится время историй, в которых о покойниках либо хорошо, либо никак. Люди, делящие один стол, часто молчат. Дети, уставшие от надоедливой обязаловки, сначала несмело выходят за оградку, а затем блуждают по кладбищу, пачкая парадную одежду. Кладбище местами напоминает детский центр, местами придорожное кафе, особенно меня удивляет, как на провинциальных кладбищах люди по периметру кладбища запросто могут усесться на землю, как на пикнике.

Нет силы, способной остановить этот ежегодный кошмар с проливанием остатков водки на могилку, с корочкой ржаного хлеба у подножия креста, с обязательным «доеданием», потому что домой приносить – грех. И конечно, с «письмами счастья в загробный мир»: несколько конфет, песочное печенье, завернутые в цветастую салфетку и оставленные напоследок.

И неизменные клетчатые сумки для сбора этих «писем». Их носили, перекинув через плечо, чумазые цыганчата. Сегодня – все больше седовласые старушки, приходящие на случайные могилки ближе к полудню, когда уставшие жены ведут домой перебравших мужчин.

Самое главное, что 90% всех могил убираются исключительно перед поминальными днями. А ведь никто не запрещает навещать могилы родственников в любое время года, никто не запрещает поминать своих родных дома, без вот этого выездного кафе "У могилки". Да и пошлые пластиковые цветы тоже никто не принуждает вешать, достаточно пары живых гвоздик: они хотя бы не превратятся в стихийную свалку выцветших искусственных букетов в следующем году.

Одного из давних знакомых нашей семьи долгие годы считали кощунственной тварью, поскольку он не приходил с тормозком на могилы своих родных в поминальные дни, и не вешал пластиковых венков на кресты или оградки. Казалось, что у человека совсем совести нет! Правда оказалась намного проще: на могилу он приходил лишь для молитвы, с молитвой шел в церковь, заказывал службу, а поминал родственников дома в совершенно спокойной обстановке без специально накрытой поляны и сбора всех своих здравствующих родных (детей не было).

Знаю, что в некоторых странах Запада в поминальные дни по кладбищу проходит священник, совершая службу с упоминанием имен всех усопших, а употребление еды и спиртных напитков строго запрещено. Вот по поводу пластиковых украшений не знаю, как там у них с этим тонким эстетическим вопросом.

Как вы относитесь к людям, превращающим кладбище в придорожный кабак? Считаете ли необходимым тащить на могилу нарезку и оливье, или все-таки молитвы достаточно? Или это традиция такая накрывать поляну на могилке?


Tags: общество, поминальные дни, традиции
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 342 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →